Обнаружен новый тип ядер галактик

02.08.2007
Обнаружен новый тип ядер галактик

Новости астрономии: Обнаружен новый тип ядер галактик

Международной команде учёных удалось с помощью спутника NASA Swift и Рентгеновской обсерватории "Судзяку" обнаружить новый класс активных галактических ядер, сообщает официальный сайт NASA. Эти объекты скрыты в газопылевых сферах, через которые свет практически не пробивается, и, таким образом, увидеть их очень сложно. По словам одного из учёных, принимавших участие в исследовании, - Джека Тюллера из Центра космических полётов имени Годдарда (Мэриленд, США), - это открытие поможет специалистам понять, почему некоторые сверхмассивные чёрные дыры излучают свет, а некоторые - нет.

Первые признаки существования таких космических объектов были обнаружены два года назад при помощи телескопа спутника Swift. Команда учёных под руководством Тьюллера нашла несколько сотен галактик с активным ядром, расположенных сравнительно недалеко от нашей. Многие из них не были замечены ранее из-за того, что их излучение в видимом и ультрафиолетовом участке спектра блокировалось облаками газа и пыли. Телескоп спутника же смог засечь их высокоэнергетическое рентгеновское излучение, так как именно оно способно преодолевать такие препятствия.

Впоследствии, Ёсихиро Уэда из Университета Киото (Япония) и его коллеги стали сотрудничать с американскими учёными в изучении двух галактик ESO 005-G004 и ESO 297-G018 с активными ядрами с помощью "Судзяку". Они собирались выяснить, схожи ли эти окружённые газом и пылью объекты с обычными активными ядрами галактик или существуют какие-то кардинальные отличия.

Согласно популярным моделям, активные сверхмассивные чёрные дыры окружены кольцами материи, которые частично заслоняют её. Угол точки зрения относительно этих колец и определяет, какой тип присваивают объекту специалисты. Ричард Мушоцки из Центра космических полётов имени Годдарда считает, что обнаруженные ядра двух изучаемых галактик полностью окружены газом и пылью, блокирующими любое излучение.

Другая теория говорит о том, что вокруг таких ядер просто слишком мало газа, так как именно газ отвечает за свечение в других волновых диапазонах. По словам Уэды, открытие учёных позволяет говорить о том, что во Вселенной существует множество галактик с активным ядром, которые доселе не были обнаружены.