Уран повернулся к Земле плоскостью своих колец

24.08.2007
Уран повернулся к Земле плоскостью своих колец

Новости астрономии: Уран повернулся к Земле плоскостью своих колец

Сразу три мощных телескопа снимали очень редкое событие - Уран повернулся к Земле плоскостью колец. Астрономы надеются найти на снимках все спутники-«пастухи», которые поддерживают планетарные кольца.  Такое событие произошло впервые со времени открытия колец Урана в 1977 году эта планета повернулась к Земле плоскостью колец.

Сразу три земных телескопа: телескоп Кек на Гавайях, VLT Южной Европейской обсерватории и телескоп Паломарской обсерватории получили снимки системы Урана. Телескоп Кек при помощи его адаптивной оптики и инфракрасной камеры (NIRC2) сумел сфотографировать самые близкие к планете участки кольца. На снимке, сделанным Очень Большим Телескопом (VLT - Very Large Telescope) в чилийской обсерватории ESO видны одновременно внутренние кольца планеты, а также четыре спутника Урана: Титания, Миранда, Ариэль и Умблиэль. Не остался в стороне и космический телескоп Hubble. Его снимки позволили увидеть самые слабые внешние кольца планеты.

Снимки показывают, что со времени изучения Урана аппаратами Voyager 21 год назад система колец изменилась. Внутренние кольца оказались ярче, чем ожидалось, а одно из них, широкое внутреннее кольцо «дзета», сейчас на несколько тысяч километров дальше от Урана, чем тогда, когда его открыл земной зонд.

Как полагают специалисты, дальнейшее изучение очень детальных снимков Hubble, возможно, позволит открыть несколько маленьких спутников-пастухов, которые поддерживают кольца своим гравитационным полем. Два из них уже известны - это Корделия и Офелия, которые «пасут» самое яркое кольцо «эпсилон». Но расчеты показывают, что группировка спутнков-пастухов, поддерживающих девять колец, должна быть больше. Сейчас, когда кольца оказались к нам «ребром» и почти не светят, шанс найти новые спутники наиболее велик.

Благодаря особенностям земной орбиты и орбиты Урана, кольца «становятся на ребро» трижды. Два события уже произошли - 3 мая и 16 августа 2007 года. Третий раз это случится 20 февраля 2008 года, и следующие возможности для наблюдений с Земли такого положения Урана снова придется ждать 42 года.

Источник: gazeta.ru