На Марсе могли быть обнаружены следы жизни

28.08.2007
На Марсе могли быть обнаружены следы жизни

Новости астрономии: На Марсе могли быть обнаружены следы жизни

Йооп Хоуткоопер из Гиссенского университета в Германии представил на Европейском планетологическом конгрессе в Потстдаме (Германия) результаты своего исследования, из которых следует, что проанализированные около 30 лет назад зондом NASA "Викинг" осадочные породы Марса могут содержать жизнь.

По мнению Хоуткоопера, сухая и замёрзшая поверхность Красной планеты может быть пристанищем для микробов, клетки которых заполнены смесью перекиси водорода и воды. К такому выводу он пришёл после нового анализа данных эксперимента Gas Exchange (GEx), проведённого автоматической станцией в 1970-х годах.

Хоуткоопер уверен, что пероксид водорода в живых клетках может позволять им выжить при низких температурах, действуя как антифриз и не позволяя внутренней части клетки закристаллизоваться. Раствор пероксида водорода в воде также хорошо захватывает воду, благодаря чему такие организмы могут получать воду из сухой атмосферы Марса. Переизбыток же воды может привести к гибели организма из-за перегидрации.

Эксперимент GEx, проведенный методом хромато-масс-спектрометрии, обнаружил повышенное содержание кислорода и диоксида углерода в образцах поверхностных пород Марса. Эти результаты можно объяснить тем, что в ходе анализа пробы грунта подвергались воздействию водяных паров, которые могли убить микробов, содержащих воду и пероксид водорода в клетках. В результате их разрушения высвобождавшийся кислород реагировал с органическими соединениями, что приводило к образованию диоксида углерода, водяных паров и незначительного количества азота.

Однако другие учёные скептически относятся к выводам специалиста из Германии. В частности, Норман Пэйс из Колорадского университета сказал, что заявления Хоуткоопера представляются ему фикцией. По его мнению результаты химических экспериментов не могут быть слишком правдоподобными в свете жестких условий на Марсе. Помимо этого, он считает существование жизни, которая имеет в своих клетках пероксид водорода, маловероятным, поскольку это соединение крайне токсично. Так, у земных организмов пероксид водорода вырабатывается для уничтожения бактерий. Объяснение же результатов эксперимента GEx может заключаться в наличие в марсианском грунте железа, связанного с пероксидом водорода.