Итоги 2007 года: Россия лидирует по числу запусков ракет-носител...
Россия в космосе: итоги 2007
|
В составе российской орбитальной группировки по состоянию на конец 2007 года находился 101 космический аппарат, в том числе 35 - социально-экономического назначения.
По данным зарубежных и российских экспертов, Россия лидирует по числу запусков в 2007 году. На долю России приходится 38% осуществленных запусков, США – 29%, Китая – 13%, Европы – 9%, Индии-4%, Японии-3%. Что же запустила Россия для самой себя в 2007 году? Ответ неприятно пессимистичен.
После вычета коммерческих зарубежных полезных нагрузок результаты получаются малоутешительными. В интересах России выполнено 14 запусков, в которых запущено 18 спутников различного назначения.
По целевому назначению отечественные спутники делятся следующим образом:
- оборонного назначения – 5 спутников;
- навигационные спутники системы ГЛОНАСС двойного назначения – 6;
- доставка грузов и экипажей на МКС – 6 (4 грузовых и 2 пилотируемых);
- научно-технологический – 1.
Таким образом, третья часть российских запусков идет на снабжение МКС, ещё одна треть – на развертывание глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Успешно выполнили задачи Космические войска России – в течение года запущено 5 различных спутников оборонного назначения.
Однако группировка спутников прикладного назначения в 2007 году не пополнилась ни одним новым спутником вообще. Единственный научно-исследовательский аппарат «Фотон-М» №3, стартовавший в 2007 году для проведения экспериментов международных и зарубежных исследовательских коллективов, после завершения научной программы через 12 суток после старта был возвращен на Землю.
В течение года в России не запущено ни одного отечественного гражданского спутника связи, ни одного спутника дистанционного зондирования или метеорологического наблюдения, ни одной межпланетной автоматической станции.
Между тем основные космические направления, которые развивают сегодня ведущие страны мира – это спутниковая связь, съемка Земли. В том числе активная (с использованием радаров) и метеонаблюдения. Развитие передовых технологий предполагает гармоничное развитие космических услуг всех трех направлений.
Положение, в котором оказалась российская космическая отрасль вследствие несбалансированного развития, особенно впечатляюще выглядит при сравнении с космической программой Китая.
Китай также стремится развивать пилотируемую программу исследования космоса, но наивысшим приоритетом китайское руководство совершенно логично рассматривает космические системы связи, разведки и навигации. В 2007 году Китай в результате 10 стартов ракет вывел на орбиты 10 аппаратов, среди них:
- навигационные – 2;
- военные видовой разведки – 2;
- телекоммуникационные – 2;
- дистанционного зондирования Земли – 2;
- исследования Луны – 1;
- экспериментальные -1.
Несмотря на меньшую по количественному составу орбитальную группировку, запуски Китая сбалансированы по целевому назначению и ориентированы на разнообразные области практического применения космонавтики в интересах оборонного и социально-экономического развития страны. Практически все прикладные задачи Китай в настоящее время может решать только лишь с помощью собственных космических аппаратов. России об этом остается лишь мечтать.
Национальная орбитальная группировка Индии пополнилась 4 спутниками, в том числе ДЗЗ (1), связи (2) и научно-экспериментальным (1). По числу активных ретрансляторов связи на геостационарной орбите индийская группировка уже не уступает российской, а по числу спутников ДЗЗ Индия многократно, ровно в семь раз, опережает Россию (7 спутников против 1).
Качество аппаратов обеих стран также несопоставимо. И если Россия массово закупает данные космической съемки, выполненные индийскими аппаратами (индийские космоснимки используются, в частности, в российском геопортале Яндекс.Карты), об аналогичных закупках Индией космоснимков российского аппарата «Ресурс-ДК» информации у автора обзора не имеется. Более того - если Россия пытается компенсировать отставание, приобретая технологии современных зарубежных платформ для спутников и целевое оборудование для них, Индия уже прошла этот этап и сама поставляет (в частности, в Европу) спутники, что приносит ей немалый доход.
Акцент, сделанный Россией на поддержание программы пилотируемых полетов, весьма спорен, а его ценность для национальной экономики – сомнительна. Российские усилия в космосе «перекошены» в сторону пилотируемой программы, в то время как группировка ДЗЗ находится в закритическом состоянии, недостаточно развитой является спутниковая связь. Радарных спутников, число которых на орбите в этом году увеличилось сразу на девять, у России до сих пор нет вообще.
Европа и Япония, обладая немалыми финансовыми ресурсами, не спешат создавать пилотируемые корабли, но при этом уже давно и широко пользуются развитыми космическими услугами связи, съемки и навигации.
Государственная система спутниковой связи России почему-то ориентирована на сотрудничество с единственной зарубежной компанией Thales Alenia, которая, задержав поставки ретрансляторов, оставила великую космическую державу без новых спутников связи на весь 2007 год.
Восстановление группировки спутниковой навигации началось только после придания наивысшего государственного приоритета программе ГЛОНАСС и до сих пор далеко от завершения. Возможно, личное кураторство премьеров и формирование соответствующих федеральных целевых программ станут рычагом динамичного развития спутниковой связи и выведут еще и отрасль ДЗЗ из кризиса.
Чем глубже отставание российской космической отрасли от мирового уровня, тем дороже оно обходится всей стране.
Источник: cnews.ru