Спутник Юпитера вызывает полярные сияния в его атмосфере

18.03.2012
Спутник Юпитера вызывает полярные сияния в его атмосфере

Новости астрономии: Спутник Юпитера вызывает полярные сияния в его атмосфере

Учёным удалось обнаружить на Юпитере светящиеся точки, обязанных своим происхождением спутнику Юпитера Ио. Последный вызывает в атмосфере газового гиганта полярные сияния, сходные с теми, что наблюдаются в земной атмосфере.

Ранее исследователи обнаружили связь между Ио и большим светящимся пятном в атмосфере планеты-гиганта, которое сопровождают другие полярные сияния. Каждое появление большого пятна в южном или северном полушарии Юпитера сопровождается появлением малых пятен в противоположном.

По словам участника исследования, Бертрана Бофона из Льежского университета (Бельгия), в прошлом учёные наблюдали лишь пятна, следовавшие по направлению вращения потока заряженных частиц вокруг Юпитера. Теперь же им удалось обнаружить и те, которые движутся против него. Таким образом, у специалистов теперь есть полная картина магнитного поля Юпитера, так как существование этих пятен предсказывала теория.

Ио является препятствием для потока заряженных частиц вокруг Юпитера. Это порождает мощные плазменные волны, которые бомбардируют магнитосферу планеты-гиганта электронами. По словам Бофона, обнаружение ведущего пятна в атмосфере Юпитера ставит под сомнение правомочность прежних моделей, описывающих влияние этого спутника на магнитное поле планеты. Он и его коллеги предлагают новую интерпретацию процесса, согласно которой потоки электронов перемещаются из одного полушария в другое.

Новые догадки о взаимодействии Ио и Юпитера могут быть применимы и к другим примерам, когда электропроводящие тело (в данном случае - Ио) обращается вокруг тела, обладающего сильным магнитным полем. Бофон полагает, что такие ситуации не редки во Вселенной. Например, считается, что многие из обнаруженных экзопланет находятся именно в таком взаимодействии со своими звёздами.