Дождь со звезд

02.09.2007
Дождь со звезд

Новости астрономии: Дождь со звезд

Принято думать, что вода помогала образованию жизни на Земле. Однако, возможно, вода помогала самому появлению нашей планеты. По крайней мере, водные пары явно присутствуют в пылевом диске формирующихся планет, сообщает сайт NASA.

Инфракрасный телескоп NASA обнаружил в системе NGC 1333-IRAS 4B пары воды в количестве, достаточном для наполнения всех океанов Земли пять раз. Вода движется от внешнего натального (материнского) облака системы к пылевому диску, где и остается.

«Впервые мы видим, как вода доставляется в область наиболее вероятного формирования планет», - говорит Дэн Уотсон из Университета Рочестера (Нью-Йорк, США), ведущий автор статьи об этой молодой системе, вышедшей 30 августа 2007 года в Nature.

«Мы знаем, что на Землю вода прибыла в виде ледяных астероидов и комет. И знаем, что вода существует также в виде льда в плотных облаках вокруг формирующихся звезд. Теперь мы видим, как кристаллы льда из внешнего окружения молодой звезды падают в протопланетный диск и испаряются при столкновении с ним. Позже этот пар снова замерзнет в астероиды и кометы», - продолжает Уотсон.

Наблюдения Spitzer`а позволили узнать и некоторые параметры формирующего звезду и планеты диска. Астрономам удалось установить его плотность - 10 милиардов молекул водорода на кубический сантиметр (водород - главный «строительный материал» при формировании звезд), размеры (радиус диска оказался несколько больше расстояния от Земли до Плутона) и среднюю температуру - 170К.

Совсем недавно Spitzer сумел найти воду и на уже сформировавшейся экзопланете.

Водяные испарения зафиксированы на внесолнечной планете HD 189733b. До этого астрономам лишь однажды удавалось находить воду за пределами солнечной системы. Новая планета с парами воды в атмосфере вращается вокруг звезды в созвездии Лисички (Vulpecula) на расстоянии 63 световых лет от Земли. Звезда HD 189733 менее горячая, чем Солнце, однако планета от неё находится на расстоянии в 30 раз меньшем, чем астрономическая единица - среднее расстояние от Земли до Солнца. Потому-то HD 189733b и относится к классу так называемых «горячих юпитеров» - средняя температура на ней равна 1000К (около 730°C). «Если бы там была жизнь, она была бы парообразной формы, - сказала Тинетти газете Daily Telegraph. - Температурный режим планеты настолько враждебен, что сама мысль о существовании здесь жизни кажется невероятной».

Интересно, что незадолго до этого открытия, в начале 2007 года, телескоп Spitzer уже обращал внимание на эту планету.
Ему удалось впервые получить сведения об атмосфере HD 189733b и еще одного «горячего юпитера» - HD 209458b, когда они закрыли собой свои звёзды. То есть, астрономы изучили спектральный состав атмосферы в момент, когда свет от звезды, которую начала закрывать планета, прошел сквозь атмосферу «горячего юпитера».

Такое исследование, проведенное на расстоянии в десятки световых лет, можно считать поистине виртуозным. И, похоже, это не последняя подобная работа.

Источник: gazeta.ru