В космосе найдена либо самая молодая планета, либо неродившаяся звезда

08.04.2012
В космосе найдена либо самая молодая планета, либо неродившаяся звезда

Новости астрономии: В космосе найдена либо самая молодая планета, либо неродившаяся звезда

Команде шотландских астрономов, возможно, удалось обнаружить самую юную экзопланету за всю историю науки. Её возраст, скорее всего, составляет всего 1600 лет. По их словам, её существование выступает в поддержку теории о том, что планеты формируются очень быстро, но другие астрономы говорят, что этот массивный объект может оказаться не планетой, а бурым карликом - "неродившейся" звездой, что и объясняет скорость его образования.

Группа учёных, возглявляемая Джейн Гривс из Университета Андреевского креста в Шотландии использовала Очень большой массив радиотелескопов (VLA) в Нью-Мексико, США и массив MERLIN при Джодрелбэнкской радиоастрономической обсерватории для исследования газопылевого диска вокруг звезды HL Tau. Она расположена в 460 световых годах от Земли и расположена в созвездии Тельца.

В диске астрономы обнаружили плотный сгусток материи на расстоянии 65 астрономических единиц от звезды. Его масса составляет 14 масс Юпитера. Учёные полагают, что это планета на ранних стадиях формирования. По их словам, через аккрецию ядра она сформироваться не могла; скорее всего, её формирование шло по модели "гравитационной нестабильности" - когда сгустки материи вокруг звезды очень быстро сжимаются в планетоид. По словам исследователей, возможно толчком к формированию обнаруженного космического тела стал проход мимо HL Tau звезды XZ Tau около 1600 лет назад. Компьютерная модель, составленная Кеном Райсом из Университета Эдинбурга в Шотландии, подтверждает эти догадки.

Некоторые учёные, однако, считают, что обнаруженное космическое тело может оказаться бурым карликом. Кевил Луман из Университета штата Пенсильвания говорит, что HL Tau пока сама очень молода и сама ещё собирает в себя материю из диска. Таким образом, и объект ещё может набрать массу. Если это произойдёт, то они образуют скорее двойную звёздную, а не планетную, систему. Кроме того, возможно, что сгусток просто оторвётся от звезды.